Сад наслаждений земных Иеронимуса Босха

17 Дек 2012

20Jeroen Anthoniszoon van Aken — голландский художник из маленького провинциального городка Хертогенбосе, родился в семье потомственных живописцев, которых было так много, что для того чтобы выделиться из общей однородной массы Акенов, он взял в качестве псевдонима окончание название своего родного города «Bosch». Уже более пятисот лет этот голландец известен миру, как  Иеронимус Босх.

Еще при жизни спрос на его произведения был настолько высоким, что целая мастерская «штамповала» копии его картин.

«Семь смертных грехов» висели в спальне испанского короля Филиппа, а «Воз сена» — над рабочим столом. У Босха было немало заказчиков картин подобного уровня. Но и как пятьсот лет назад, понять его живопись — дано не каждому.http://pitomec26.ru

Попробуйте сами понять, что хотел донести до зрителя живописец подобным сюжетом:

Мужчина ласкает женщину в прозрачном пузыре. Немного выше парень пытается обнять огромную сову, справа от пузыря мужчина вниз головой посреди бассейна, наполненного водой, а между его, широко расставленных ног, птицы свили гнездо.

Еще один молодой человек, высунулся из розовой полой сферы, и пытается накормить людей, стоящих по шею в воде, чудовищной виноградной гроздью.

Для художников и зрителей средневековья любой предмет или явление имели глубокий символический смысл. Который, изначально, опирался на библейские тексты.

В качестве примера, можно взять фразу: «Слово Божие сильно словно лев». Лев — символом всесильности веры, именно поэтому их художественных и скульптурных изображений такое множество, в том числе, и в России.

Творчество Босха потому затруднено для непосредственного восприятия в наше время, что художник, помимо хорошо известных средневековых традиционных символов (истинные значения, которых за пятьсот лет утрачены), применил и некую другую символику — малоизученную и пока неподдающуюся расшифровке.

Большое количество символов на картинах Босха — алхимические. К алхимии, как к своеобразному явлению культуры, граничащим с ересью, живописец относится негативно и придает ей демонические черты, зашифрованные в цветовых переходах; зубчатых башнях, полых внутри деревьев, пожаров — символов Ада. Эмблемами дьявола и чёрной магии являются плавильный горн и герметичный же сосуд.

На полотнах Босха есть общепринятая средневековая символика «бестиария» — «нечистые» животные — свинья, аист, заяц и другие.