Становление маньеризма
Маньеризм — это термин, который употребляется в теории живописи.
Приобрел широкую популярность благодаря известному биографу и художнику шестнадцатого века Вазари, который придавал термину высокий уровень грациозности, утонченности и уравновешенности в искусстве.
Однако с семнадцатого века большая часть критиков, считая, что искусство Италии второй половины шестнадцатого века переживало стремительный упадок в сравнении с вершинами, которые были достигнуты во времена Ренессанса Леонардо да Винчи, Рафаэлем и Микеланджело, термин «маньеризм» относили к направлению искусства, которое характеризуется метафорической насыщенностью, пристрастием к гротеску и гиперболе.
В конечном итоге маньеризм стали именовать стилем, воспринятым школами искусства Италии, прежде всего римскими, во времена эпохи Барокко и Ренессанса.
Об это направлении принято рассказывать начиная с известного Рафаэля, когда он полностью отказывался от предельно уравновешенных и ясных способов выражения, которые свойственны Ренессансу, и начал работать в каком-то изощренном стиле. Для Маньеризма характера некая удлиненность фигур, причудливые и необычные эффекты, которые связаны с объемами, перспективой, яркими цветами или освещениями.
Знаменитый Джамболонья оказал огромное влияние на своих современников. В его искусстве отлично сочетается изысканная плавность и причудливость поз. В архитектуре маньеризм также сложно определить, как в скульптуре и живописи, но зачастую под ним подразумевается осознанное презрения к всем правилам и традициям.
За границами Италии маньеристами в некоторых случаях называют представителей французской школы Фонтенбло, художников из Нидерландов шестнадцатого века. В музыке и литературе термин «Маньеризм» используется еще обширнее, чем в архитектуре и в изобразительном искусстве.
Так, маньеристскими называют произведения литературы, которые характеризуются витиеватостью слога, применением фантастических и причудливых образов. Самый яркий пример — знаменитый роман под названием «Эвфуэс» Джона Лили, который породил термин «эвфуизм».
Этот термин означает в высшей степени вычурный и искусственный стиль. В музыкальном творчестве под маньеристским подразумевается, к примеру, творчество знаменитого композитора из Италии Карло Джезуальдо ди Веноза, чьи творения отличаются удивительной гармонией, неожиданной сменой темпа и контрастной экспрессией.