Гелий Коржев: Библия глазами соцреалиста

25 Ноя 2012

3До 26 мая в Институте русского реалистического искусства проходит мемориальная персональная выставка Гелия Коржева «Библия глазами соцреалиста», которая была открыта в декабре прошлого года. Работа по подготовке персональной выставки начиналась при непосредственном участии художника, который скоропостижно скончался в конце августа 2012 года.

Она объединяет, ранее не экспонировавшиеся на территории нашей страны, 16 масштабных полотен, и дополнена этюдами и эскизами к основным картинам. Среди картин — полотно «Лишенные рая» (1988г.), которое доставлено специально для экспозиции из частного собрания в США.

Творческий путь живописца можно условно разделить на несколько периодов, знаковыми картинами которых является знаменитый триптих «Влюбленные» (1957-1959), «Коммунисты» (1957-1960), «Егорка-летун» (1976-1980), любимый самим художником цикл «Опаленные войной», сюрреалистическое полотно «Мутанты», иносказательный цикл о Дон Кихоте, философская, метафоричная серия «Библия глазами соцреалиста».

Картины, вошедшие в одноименную экспозицию, можно в некотором смысле считать вершиной творческого пути Гелия Коржева.

Нравственные идеалы, социальная актуальность и художественная правда, демонстрируемые автором в его работах на протяжении всего творческого периода, существенным образом усилились и отразились в евангельских и библейских композициях, над которыми художник трудился до последних минут своей жизни.

В одном из последних интервью он говорил о том, что работа над этим циклом была начата более 20 лет назад, в то время, когда современная реальность, как таковая, стала неинтересна для художника. Вместе с этим, библейские сюжеты обладают любопытным сходством, с происходящим в настоящее время.

Самое главное для живописца — полное отсутствие в них политики. Библейский цикл Гелия Коржева наполнен уникальным личностным смыслом, поскольку взгляды художника на сюжет далеко не всегда совпадали с канонической трактовкой.

По собственному признанию, автор проделал значительную работу, изучая различные источники, обращаясь к традициям европейской и национальной живописи на библейские мотивы. Восточные пейзажи его полотен созданы под впечатлениями от путешествий по Испании Сирии и Ливану. Работая над циклом, художник оставался верным себе.

Постепенно удаляя из пространства картины отдельные детали и предметные подробности, он переносит на первый план, существенно масштабирует и увеличивает основное — человека и его предназначение на этой земле.