Креветки Ци Бай-ши

28 Дек 2012

18Китайский мастер Ци Бай-ши работал в малоизвестной технике «гохуа».

Этот термин вошел в употребление начала XX века в отношении национальной китайской живописи, которая использует национальные традиции, связанные с художественными приемами, которые сформировались в VIII–XIII веках.

Картина «гохуа» имеет форму удлиненного прямоугольника, свернутого в трубку, и может быть горизонтальной и вертикальной. Китайцы, в отличие от европейцев, не размещают картины на стенах, как правило, они хранятся в коробках и извлекаются только по большим праздникам.

Снизу картина-гохуа традиционно закрепляется на круглой палке, концы которой украшаются слоновой костью или набалдашниками из дорогих пород деревьев.http://mozghealth.ru

Длина таких свитков иногда могла достигать нескольких метров. Картины «гохуа» рисовались на особой бумаге или особом шелке, с помощью черной туши или тушью с разноцветными красками. Изображение растягивается по длине свитка, предмет, лишенный фона, как бы «извлекается» из привычного окружения и наносится на белое полотно.

Обязательным является сопровождение рисунка каллиграфическими надписями — обычно это стихи самого художника, которые размещали в правом верхнем углу, и несколькими красными печатями.

Таким образом, классическая картина «гохуа» — это единство рисунка, стихов и каллиграфии.

Однажды, когда Ци Бай-ши было далеко за восемьдесят, его спросили, как вы рисуете креветок. Он ответил, что сначала наносите кончиком кисти штрих светлой тушью, потом центральной частью прямостоящей кисти поперечный штрих, затем сильно поворачиваете кисть — тремя штрихами китайский мастер рисует туловище креветки.

Наклонной кистью делаете два штриха по бокам туловища, а для того, чтобы нарисовать усики понадобятся несколько разновидностей прямо поставленной кисти.

Глаза креветок Ци Бай-ши рисует короткими линиями, а хвост — широким движением наклонной кисти. Красота и совершенство креветок Ци Бай-ши, с точки зрения китайского зрителя, именно в последних горизонтальных штрихах, поскольку с точки зрения китайской каллиграфии они самые трудные.

Художник, но мнению знатоков его творчества, наивысшего мастерства достиг в изображении креветок.

Сам Ци Бай-ши часто огорчался, что в нем видят только специалиста по креветкам. На одной из его картин «гохуа» есть надпись о том, что мне очень много лет, но часто слышу о том, что я научился рисовать только креветок. Это так несправедливо!"